Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 653-60-72 (доб. 946, бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
Регионы (вся Россия, добавочный обязательно):
8 (800) 500-27-29 (доб. 565, бесплатно)
Общественный контроль за охраной труда - Охрана труда

Контроль за соблюдением законодательства об охране труда на предприятии

Классификация причин травматизма

Несчастный случай — это происшествие в
результате воздействия опасного и
вредного производственного фактора
вызвавшего повреждение организма
человека или нарушение его нормального
функционирования.

При анализе травматизма, расследование
н/с и разработки мероприятий по
предупреждению их, важно знать причины
приведшие к н/с или аварии. Причиной н/с
— называется явление вызвавшее травму.
Травмированию обычно предшествует цепь
взаимосвязанных явлений и хотя травму
вызывает последнее, оно не всегда
является главной причиной. Причины н/с
могут быть: организационного и технического
фактора.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Организационные причины связаны: а) с
плохим обучением, б) не своевременным
инструктажем, в) не достаточной
квалификацией и т.д.

Технические причины связаны с
конструктивными недостатками машины,
горно-геологическими условиями и т.д.

Причины и условия появления и действия
опасного фактора наиболее часто
порождаются: а) неправильными действиями
людей, б) недостатками организации
труда, в) природными явлениями.

В формировании причины и условий н/с
равнозначно участвуют как вещественные,
так и личностные факторы.

Причины травматизма можно разделить
на 6 групп:

  1. Организационные.

  2. Технические.

  3. Гигиенические.

  4. Психофизиологические.

  5. Пожароопасные.

  6. Материальные.

Гигиенические — это нарушение
вентиляции, ПДК, ПДУ шума, недостаточная
освещенность, отсутствие СИЗ и СИЗОД и
т.д.

Психофизиологические — это недостаточность
опыта, незнание безопасных приемов и
способов работы, отсутствия теоретических
знаний и навыков, отсутствие или снижение
психомоторных реакций, эмоциональная
неустойчивость, неряшливость, небрежность.

Законодательная база

Нормативное регулирование вопросов, связанных с контролем силами общественности имеющихся условий работы сотрудника, осуществляется прежде всего трудовым законодательством. Так, ст. 353 ТК РФ устанавливает, что надзор за безопасностью труда является полномочием федеральных органов государственной власти.

  • анализ условий ОТ на предприятии;
  • причины травм и профзаболеваний;
  • расследование несчастных случаев и др.

Положения об уполномоченных по охране труда в организации содержатся в ст. 370 ТК РФ. Дополнительные требования в части деятельности по такому виду надзора определены Постановлением Минтруда РФ от 08.04.1994 № 30. Оно дает рекомендации учреждениям выполнять обязанность по общественному ведомственному надзору за безопасностью труда на местах работы силами соответствующих уполномоченных (доверенных) лиц по ОТ.

Документ дает организациям возможность принимать локальные положения по уполномоченным с учетом специфики в направлениях деятельности. Предприятия также оформляют журнал административно-общественного контроля по охране труда, в котором фиксируются проведенные мероприятия, выявленные нарушения и результат их устранения.

Классификация причин травматизма

В процессе расследования, статистической
обработки и анализа травмы классифицируются
по ряду показателей:

  1. По характеру причин: механические,
    электрические, химические, термические.По тяжести: легкие,
    тяжелые, смертельные.

  2. По количеству пострадавших: одиночные,
    групповые.

  3. По производственному принципу:
    произошедшие на производстве, связанные
    с производством, произошедшие вне
    производства.

  4. По страховому признаку: связанные с
    работой, бытовые.

Кто и для чего проводит

Цель мероприятий — обеспечить безопасное производство по техническим, санитарным и организационным направлениям. Решаются и вопросы реабилитационных, социальных мероприятий, в том числе их экономические аспекты. В итоге должно быть достигнуто полное соответствие реальных условий производства действующим нормам.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Общественный контроль за охраной труда осуществляют:

  • профсоюзный орган;
  • специальные комиссии;
  • уполномоченные работники.

Это значит, что средством управления системой безопасного труда являются сами сотрудники организации через профсоюзы (в лице специально уполномоченных органов, работников).

Общественное наблюдение силами работников подразумевает наличие у них ряда функциональных обязанностей и связанных с ними прав.

Профсоюз

Права профсоюза при осуществлении общественного контроля широкие и заключаются в:

  • контроле за соблюдением нанимателем действующих нормативных актов в сфере ОТ;
  • участии в исследовании фактов несчастных случаев на предприятии;
  • получении сведений от руководства о том, в каком состоянии находится система ОТ в организации;
  • возможности требовать остановить работу при наличии угрозы жизни и здоровью сотрудников;
  • возможности выдать нанимателю представлений по устранению имеющихся нарушений по ОТ;
  • возможности проверить состояние условий ОТ, оговоренных в колдоговоре;
  • участии в разработке и согласовании локальных актов учреждения в сфере охраны труда;
  • обращении с требованием привлечь к ответственности виновников нарушений требований по ОТ в необходимые органы;
  • участии в расследовании ситуаций, связанных с трудовыми спорами сотрудников по нарушениям положений по ОТ.

Методы анализа травматизма

Для травматизма, как причины следственного
явления, характерно сочетание отдельно
влияющих факторов. Все существующие
методы анализа можно разделить на 3
группы:

  1. Технические.

  2. Статистические.

  3. Вероятностные.

Технические методы анализа травматизма.

Целью технического анализа является
установление причин и взаимосвязи
технических факторов, приведших к н/с
и разработки технических рекомендаций
по предотвращению н/с и аварий. В основе
технических методов анализа лежит
использование законов технических
наук. Технический анализ должен
устанавливать — качественную картину
развития событий и полную оценку
определяющих факторов.

Полная оценка
дает конкретные технические рекомендации.
Технический анализ н/с начинается с
изучения обстоятельств предшествующих
ему. Сведения получают на основе опроса
свидетелей, изучения рекомендаций и
осмотра места происшествия. Изучается
ситуация на месте, что является иногда
единственным способом воссоздания
развития событий перед н/с. Исключения
допускается лишь при крайней необходимости.

Монографический метод анализаявляется разновидностью технического
анализа. Задачей монографического
анализа является установление опасностей
связанных с использованием в трудовом
процессе объекта, выяснение причин и
разработка мероприятий по их устранению.
Цель анализа является обеспечение
условий труда при использовании данного
технологического процесса.

Контроль за соблюдением законодательства об охране труда на предприятии

Результатом реализации выводов
монографического анализа является
создание максимально безопасных
объектов, разработка инструкций и
рекомендаций по их безопасной эксплуатации.
Монографический метод используется
на стадии проектирования, когда
недостатки легко устраняются.

Статистические методыбазируются
на статистическом материале (акты по
форме Н-1).

Целью является обобщенная оценка степени
безопасности существующих условий на
участке, на шахте, в отрасли и т.д. Точность
метода анализа зависит от совершенства
применяемого математического аппарата
и достоверности исходных данных.
Различают следующие
виды статистического анализа:

  1. Табличный.

  2. По коэффициенту травматизма.

  3. Топографический.

  4. Корреляционный.

Табличный анализ травматизмазаключается в группировании н/с по тем
или иным показателям в виде таблиц.

По
тяжести

По
стажу

По
возрасту

По
времени степени

Виды
н/с

стахж

возраст

время

Легкие

до
5лет

до
25

начало

Тяжелые

до
10 лет

до
30

середина

Смертельные

после
10

после
30

конец

После
этого выполняется анализ травматизма.
Табличный анализ позволяет установить
наиболее опасные причины, факторы, места
травмирования, а так же изменение травм
удельного веса во времени.

Предлагаем ознакомиться  Договор пожертвования денежных средств физическому лицу

Анализ по коэффициенту травматизма.
Существует ряд коэффициентов травматизма
из которых чаще всего используется
коэффициент частоты и тяжести.Коэффициент
частоты- представляет собой число
пострадавших за некоторое время на 1000
человек.

Кч = 1000*n/N,

Контроль за соблюдением законодательства об охране труда на предприятии

где n- число пострадавших,N- списочный состав рабочих
предприятия. Кч можно устанавливать
как по общему числу н/с, так и по отдельным
группам н/с.

К’ч =1000000 *n/Д ,

где Д- суточная добыча шахты.

Коэффициент тяжести
травматизма- характеризует среднюю
тяжесть н/с за некоторый период времени
по числу дней потери трудоспособности.

Кт = 100*Н/N,

где Н — количество дней трудопотерь, Кт
= Н/n- общий Кт.

Топографический метод
анализа. Цель — наглядное представление
характеристик травматизма.

Берут план горных работ и
наносят места н/с и аварии. Достоинства
— его наглядность, однако аналитические
возможности этого метода ограничены.
Используется как дополнение к другим
методам.

Корреляционный метод анализа.
Используется для установления
количественных зависимостей между
показателями травматизма и определяющими
травмирующими факторами. Поскольку
травматизм и определяющие его факторы
величины случайные, зависимость между
ними не является однозначной, а носит
статистический усредненный характер.

Вероятностный метод анализа.Этот
метод использует понятие вероятности
и аппарат теории вероятностей для оценки
безопасности труда. В его основе лежит
представление о травматизме, как
случайном процессе.

Области применения существующих методов
анализа травматизма.

  1. Технический метод находит широкое
    применение при расследовании отдельных
    н/с и разработке мероприятий по их
    устранению.

  2. Монографические — используют при
    проектировании.

  3. Статистические — используются в
    официальных статистических отчетностях
    на всех уровнях.

  4. Вероятностные — используются при
    проектировании производства по фактору
    безопасности и сравнении технических
    решений по безопасности. Он применяется
    совместно с корреляционным методом.

Комитет (комиссия) по охране труда

Заявление
работника, поступившее в комиссию по
трудо­вым
спорам, подлежит обязательной регистрации
указанной комиссией.

Комиссия
по трудовым спорам обязана рассмотреть
инди­видуальный
трудовой спор в течение десяти календарных
дней
со дня подачи работником заявления.

Спор
рассматривается в присутствии работника,
подавшего заявление, или уполномоченного
им представителя. Рассмот­рение спора
в отсутствие работника или его
представителя до­пускается
лишь по его письменному заявлению. В
случае не­явки работника или его
представителя на заседание указанной
комиссии
рассмотрение трудового спора откладывается.

Комиссия
по трудовым спорам имеет право вызывать
на заседание свидетелей, приглашать
специалистов. По требова­нию
комиссии руководитель организации
обязан в установ­ленный срокпредставлять
ей необходимые документы.

Заседание
комиссии по трудовым спорам считается
право­мочным,
если на нем присутствует не менее
половины чле­нов,
представляющих работников, и не менее
половины чле­нов,
представляющих работодателей.

На
заседании комиссии по трудовым спорам
ведется про­токол,
который подписывается председателем
комиссии или его
заместителем и заверяется печатью
комиссии.

Основная задача — контролировать безопасность процессов на производстве. Для ее решения вправе:

  • изучать и вводить в действие лучшие практики по созданию оптимальных условий работы;
  • вместе с руководством организации вырабатывать обучающие материалы по ОТ;
  • помогать работе подразделения по ОТ;
  • помогать при инструктажах и проверке знаний;
  • доводить до работников информацию по безопасности процессов на работе;
  • определять нарушения на рабочем месте, участвовать в исследовании причин ЧС;
  • принимать и рассматривать обращения сотрудников по нарушениям условий труда.

Комитет (или комиссия, далее для простоты – комитет) по охране труда создается по инициативе работодателя или работников или их представителей. Он формируется из представителей работодателя и представителей работников на паритетных началах. Основная его задача – организация совместных действий работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, а также предупреждению производственного травматизма (ст. 218 ТК РФ).

Минтруд разработал типовое положение о комитете по охране труда (Приложение к Приказу Минтруда от 24.06.2014 N 412н, далее – Положение). В нем сказано, что работодатель должен издать приказ или распоряжение, утверждающее положение о комитете, которое должно учитывать специфику деятельности компании.

Среди функций комитета могут быть поименованы следующие:

  • рассмотрение предложений для целей выработки рекомендаций по улучшению условий труда;
  • содействие работодателю в организации обучения по охране труда;
  • информирование работников и профилактика производственного травматизма и т.д.

Права комитета можно указать такие:

  • получать от службы охраны труда работодателя информацию, касающуюся условий труда на предприятии, производственного травматизма и др.;
  • участвовать в обсуждении части коллективного договора (соглашения), относящейся к сфере охраны труда;
  • содействовать в разрешении трудовых споров, возникающих при применении законодательства о труде, и т.д.

1.4.7. Содержание и структура коллективного договора (статья 41, раздел II Трудового Кодекса рф)

Содержание
и структура коллективного договора
определя­ются
сторонами.

В коллективный договор
могут включаться взаимные обяза­тельства
работников и работодателя по следующим
вопросам:

  1. формы, системы и размеры оплаты труда;

  2. выплата пособий, компенсаций;

  3. механизм
    регулирования оплаты труда с учетом
    роста цен,
    уровня инфляции, выполнения показателей,
    определенных
    коллективным договором;

  4. занятость,
    переобучение, условия высвобождения
    работников;

  5. рабочее
    время и время отдыха, включая вопросы
    пре­доставления
    и продолжительности отпусков;

  6. улучшения
    условий и охраны труда работников, в
    том числе
    женщин и молодежи;

  7. соблюдение
    интересов работников при приватизации
    организации,
    ведомственного жилья;

  8. экологическая
    безопасность и охрана здоровья
    работни­ков
    на производстве;

  9. гарантии и льготы
    работникам, совмещающим работу с
    обучением;

  1. оздоровление и отдых работников и
    членов их семей;

  2. контроль
    за выполнением коллективного договора,
    по­рядок внесения в него изменений
    и дополнений, ответ­ственность
    сторон, обеспечение нормальных условий
    деятельности
    представителей работников;

  3. отказ
    от забастовок при выполнении
    соответствующих условий
    коллективного договора;

  4. другие вопросы, определенные сторонами.

В
коллективном договоре с учетом
финансово-экономиче­ского
положения работодателя могут
устанавливаться льготы и
преимущества для работников, условия
труда, более благо­приятные
по сравнению с установленными законами,
иными нормативными
правовыми актами, соглашениями.

В
коллективный договор включаются
нормативные положения,
если в законах и иных нормативных
правовых актах содержится
прямое предписание об обязательном
закрепле­нии
этих положений в коллективном договоре.

Уполномоченный

По каким направлениям может работать уполномоченный?

Задачи заключаются:

  • в помощи в организации безопасных условий работы;
  • наблюдении за состоянием безопасности труда в организации;
  • защите интересов работников в процессе рассмотрения споров о труде;
  • надзоре за соблюдением сотрудниками норм по безопасному труду;
  • организации правильности использования приспособлений по защите работников (СИЗ, коллективные средства);
  • участии в функционировании комиссий по проверке состояния зданий, оборудования;
  • участии в выработке мероприятий по недопущению несчастных случаев;
  • предоставлении сведений работникам о нарушении требований к безопасности.

Таким образом, функции общественников сводятся к выполнению работ по вопросам соблюдения норм трудового законодательства.

14.8. Действие коллективного договора (статья 43, раздел II Трудового Кодекса рф)

Коллективный
договор заключается не
срок
не более трех лет
и вступает в силу со дня подписания его
сторонами либо со
дня, установленного коллективным
договором.

Предлагаем ознакомиться  Доверенность на оформление и получение ОСАГО

Стороны
имеют право продлить действие коллективного
договора
на срок не более трех лет.

Действие
коллективного договора распространяется
на всех работников
данной организации, ее филиала,
представитель­ства и иного обособленного
структурного подразделения.

Коллективный
договор сохраняет свое действие в случае
изменения
наименования организации, расторжения
трудово­го
договора с руководителем организации.

При
реорганизации (слиянии, присоединении,
разделении, выделении,
преобразовании) организации коллективный
до­говор
сохраняет свое действие в течение всего
срока реорга­низации.

При
смене формы собственности организации
коллектив­ный договор сохраняет свое
действие в течение трех месяцев со
дня перехода прав собственности.

При
реорганизации или смене формы собственности
орга­низации
любая из сторон имеет право направить
другой сто­роне
предложения о заключении нового
коллективного дого­вора
или продлении действия прежнего на срок
до трех лет.

При
ликвидации организации коллективный
договор со­храняет
свое действие в течение всего срока
проведения лик­видации.

Как организован общественный контроль за охраной труда

Контроль за соблюдением законодательства об охране труда на предприятии

Отношения по общественному контролю за охраной труда относятся к общественным отношениям, сопутствующим трудовым. То есть при возникновении трудовых отношений возникают и отношения по общественному контролю за охраной труда.

В целом выделяют три уровня контроля за охраной труда:

  • государственный, включая государственную экспертизу условий труда (ст. 216, 216.1 ТК РФ);
  • ведомственный (локальный). Он существует на уровне организации и «создается» работодателем. К этому уровню относится служба охраны труда / специалист по охране труда (ст. 217 ТК РФ) и должностные лица, так или иначе отвечающие за безопасность условий труда (к примеру, главный инженер, главный технолог, руководитель службы эксплуатации и т.д.). Напомним, что обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда возложена на работодателя. Кроме того, он должен контролировать состояние условий труда на рабочих местах и правильность применения работниками СИЗ (ст. 212 ТК РФ);
  • общественный. На практике он заключается в том, что представители работников участвуют в принятии решений и в проводимых мероприятиях, касающихся обеспечения безопасных условий труда. Для этого может быть создан комитет (комиссия) по охране труда (ст. 218 ТК РФ).

Цель, с которой проводится общественный контроль за охраной труда на предприятии, — минимизировать травматизм, профессиональные заболевания и опасные производственные факторы. Название говорит само за себя: его проводит руководство с профсоюзом.

В конкретном структурном подразделении можно избирать несколько уполномоченных. В целом число, алгоритм избрания, срок исполнения обязанностей предусматриваются в коллективном договоре или в другом решении, выработанном вместе с нанимателем.

Выбор уполномоченных лиц происходит по инициативе профсоюза:

  • в отдельно взятом подразделении;
  • на предприятии в целом.

Рекомендация такая:

  • избирать уполномоченных по охране труда на собрании всего коллектива на период не меньше 2 лет;
  • можно привлекать специалистов других организаций (в данном случае необходимо согласие работодателя);
  • не следует рассматривать кандидатуры сотрудников, которые одновременно отвечают за охрану труда организации.

Уполномоченные часто являются членами комиссии по охране труда. Такие сотрудники взаимодействуют с работодателем, профсоюзом, специалистом по охране труда, органами госнадзора.

Порядок и периодичность общественного надзора:

  • ежедневно руководителем на рабочем месте;
  • ежемесячно на предмет исправности оборудования и инвентаря;
  • ежеквартально с целью проверки исполнения ранее выписанных предписаний.

Для ежемесячных мероприятий привлекаются профсоюзы, а в рамках ежеквартальных проводится обучение и проверка знаний ИТР.

Бывает еще и ведомственный контроль, реализуемый министерствами или вышестоящими организациями. Четких сроков его проведения не установлено. Проводится по мере необходимости с целями:

  • изучить условия работы;
  • установить причины травматизма;
  • расследовать происшествия;
  • организовать обучение;
  • оценить состояние рабочих мест.

В интервалах между ведомственными проверками перечисленные задачи тоже реализуются специалистами по охране труда и уполномоченными ответственными лицами.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Избранные уполномоченные регулярно предоставляют отчет на общем собрании предприятия. Их можно отозвать до окончания срока полномочий решением того же органа, которым они избраны.

Причинами отзыва становятся:

  • неисполнение функционала;
  • отсутствие требовательности при защите интересов и прав сотрудников.

Таким образом, осуществление мероприятий по соблюдению прав и законных интересов сотрудников в сфере охраны труда происходит при участии органов профсоюза, уполномоченных сотрудников, которые имеют право формировать для выполнения своих целей собственные инспекции.

Мероприятия осуществляются на регулярной основе с применением обширного перечня прав и полномочий по такому надзору, в том числе положений, содержащих нормы, связанные с трудовым правом.

1.4.11. Регистрация коллективного договора, соглашения (статья 50, раздел II Трудового Кодекса рф)

Коллективный
договор, соглашение в течение семи дней
со дня
подписания направляются представителем
работодателя (работодателей)
на уведомительную регистрацию в
соответст­вующий
орган по труду.

Вступление
коллективного договора, соглашения в
силу не зависит
от факта их уведомительной регистрации.

При
осуществлении регистрации коллективного
договора, соглашения
соответствующий орган по труду выявляет
усло­вия,
ухудшающие положение работников по
сравнению с на­стоящим
Кодексом, законами, иными нормативными
право­выми
актами, и сообщает об этом представителям
сторон, подписавшим
коллективный договор, соглашение, а
также в соответствующую
государственную инспекцию труда. Условия
коллективного
договора, соглашения, ухудшающие
положение работников,
недействительны и не подлежат применению.

Контроль за соблюдением законодательства об охране труда на предприятии

1.5. Рассмотрение индивидуальных трудовых
споров

7.1. Основные положения действующего законодательства рф об охране труда

В сфере обеспечения безопасности
человека в производственных условиях
в стране действует законодательство в
области охраны труда.

Охрана труда — система обеспечения
безопасности жизни и здо­ровья
работников в процессе трудовой
деятельности, включающая правовые,
социально-экономические,
организационно-технические,
санитарно-гигиенические,
лечебно-профилактические, реабилитаци­онные
и иные мероприятия.

Понятие охраны труда по существу
раскрывает главные направле­ния,
образующие замкнутую цепь системы
обеспечения безопасности жизни и
здоровья работников в процессе их
трудовой деятельности, т.е. эта система
включает в себя правовые,
социально-экономические,
организационно-технические,
санитарно-гигиенические,
лечебно-профилактические, реабилитационные
и иные мероприятия, которые каждое в
отдельности или в совокупности направлены
на создание условий труда, отвечающих
требованиям сохранения жизни и здоровья
работников в процессе трудовой
деятельности.

Поэтому нельзя отож­дествлять
понятие охраны труда с техникой
безопасности или гигиены труда, которые
являются всего лишь элементами охраны
труда. Надо четко понимать, что охрана
труда — эта система, а условия труда,
техника безопасности, производственная
санитария и т. д. являются ее составляющими.

17 июля 1999 г. принят и вступил в действие
Федеральный закон «Об основах охраны
труда в Российской Федерации» № 181-93
(Основы) взамен ранее действовавшего
закона «Основы законо­дательства РФ
об охране труда» от 6 августа 1993 г. Этот
законодатель­ный акт, специально
посвященный одному из важнейших разделов
трудового права, и хотя они не являются
актом прямого действия, но предусмотренные
в них нормы устанавливают права и
гарантии права работников на охрану
труда, соблюдение которых обязательно
для всех хозяйствующих субъектов, а
также обеспечивают единый на всей
территории России порядок регулирования
отношений в области охраны труда между
работодателями и работниками на
предприятиях, в учреждениях и организациях
всех форм собственности независимо от
сферы хозяйственной деятельности и
ведомственной подчиненно­сти.

Предлагаем ознакомиться  Образец объяснительной записки о неисполнении трудовых обязанностей и порядок ее заполнения

Основные положенияв этом
законодательном акте заключаются в
следующем:

  • определена сфера
    действий Основ и основные принципы
    госу­дарственной политики в области
    охраны труда;

  • определено
    управление охраной труда как на
    государственном уровне, так и на уровне
    предприятий и их объединений;

  • установлены
    обязанности работодателя по обеспечению
    без­опасных условий труда работников,
    а также обязанности работника по
    обеспечению охраны труда на предприятии;

  • проведение обучения
    и инструктажа работников по охране
    труда, проведению медицинских осмотров;

  • определена
    ответственность работодателя за вред,
    причиненный здоровью работника трудовым
    увечьем, ответственности предприятия
    за невыполнение требований по созданию
    здоровых и безопасных условий труда,
    ответственность работодателей,
    должностных лиц и работников за нарушение
    законодательных и иных нормативных
    актов об охране труда;

  • предусмотрено
    предоставление работникам дополнительных
    льгот и компенсаций за тяжелые работы
    и работы с вредными и опасными условиями
    труда;

  • определены основные
    функции и ответственность органов
    го­сударственного надзора и контроля
    за соблюдением законодательства об
    охране труда; определены органы,
    организации и лица, которые должны
    осуществлять общественный контроль
    за охраной труда;

  • предусмотрена
    приостановка производственной
    деятельности предприятий или их закрытие
    за нарушение нормативных требований
    по охране труда.

В Основах в более развернутом виде
проводятся некоторые нормы действующего
трудового законодательства, в
сконцентрированном ви­де отражается
существующая практика, особенно когда
речь идет о правах работников и
обязанностях работодателя, а также
деклариру­ются нормы, подсказанные
жизнью или заимствованные из опыта
других стран. Действие Основ распространяются
на работодателей, работников, состоящих
с работодателем в трудовых отношениях.

Контроль за соблюдением законодательства об охране труда на предприятии

Законодательно (а не различными
положениями, как раньше) закреплено,
что действие законодательства об охране
труда распрост­раняется также на
студентов и учащихся, проходящих
производствен­ную практику, на
военнослужащих, привлекаемых для работы
на предприятиях, на граждан, отбывающих
наказание по приговору суда, в период
их работы на предприятиях.

Основные принципы государственной
политики в области охраны труда,
предусмотренные статьей 4 Основ, по
существу определяют направления
деятельности прежде всего органов
государственной и исполнительной власти
РФ и республик в ее составе, а также
объеди­нений работодателей,
профессиональных союзов и иных
уполномо­ченных работниками
представительных органов.

Лейтмотивом
совместных действий этих органов и
общественных организаций дол­жно
стать принуждение работодателей к
признанию и обеспечению приоритета
жизни и здоровья работников по отношению
к результатам производственной
деятельности. Другими словами, во главу
угла дол­жно быть поставлено условие
— не прибыль любой ценой (как раньше —
план любой ценой), а сохранение жизни и
здоровья человека, занятого на производстве
или в другой сфере деятельности.

Именно
из этого условия надо исходить при
разработке новых и совершенст­вовании
действующих законодательных и иных
нормативных актов, не только непосредственно
относящихся к охране труда, но и по
другим направлениям правовой,
экономической, социальной и технической
политики, а также в области охраны
окружающей среды.

Обеспечение прав работника на охрану
труда и гарантий этих прав — это по
существу главная цель всего законодательного
акта. Поэтому при рассмотрении вопросов
о правомерности требований работника
(бывают и неправомерные требования) или
защите его прав на охрану труда следует
статью 4 Основ рассматривать в контексте
с другими статьями Основ, особенно со
статьей 14, так как обеспечение прав
работника — это первейшая обязанность
работодателя и за исполнение ее он
должен нести ответственность (статья
24).

Согласно статье 4 работник имеет
право на рабочее место, защищенное от
воздействия вредных и производственных
факторов, которые могут вызвать
произ­водственную травму, профессиональное
заболевание или снижение работоспособности,
на возмещение вреда, причиненного ему
увечьем, профессиональным заболеванием
либо иным повреждением здоровья,
связанным с исполнением им трудовых
обязанностей, на получение достоверной
информации от работодателя о состоянии
условий и охраны труда на рабочем месте,
о существующем риске повреждения
здоровья, а также о принятых мерах по
его защите от воздействия вредных или
опасных производственных факторов, на
обеспечение средствами коллективной
и индивидуальной защиты, на обучение
безопасным методам и приемам труда за
счет средств работодателя.

Обязанности работодателя указаны в
статье 14 Основ. В частности, он должен
обеспечить безопасность при эксплуатации
производствен­ных зданий, сооружений,
оборудования, безопасность технологических
процессов и применяемых в производстве
сырья и материалов, а также эффективную
эксплуатацию средств коллективной и
индивидуальной защиты, обеспечить
организацию надлежащего санитарно-бытового
и лечебно-профилактического обслуживания
работников, режим труда и отдыха
работников, установленный законодательством.

Контроль за соблюдением законодательства об охране труда на предприятии

Кроме того, согласно статье 21 Основ
работодатель не должен допускать
примене­ния новых материалов, сырья,
не прошедших специальную экспертизу
их влияния на организм и здоровье
человека, а если на предприятии
производятся или применяются вредные
вещества, то должны прово­диться
организационно-технические,
санитарно-гигиенические,
ле­чебно-профилактические и другие
мероприятия, предотвращающие воздействие
на работников этих веществ.

Работодатель
обязан также организовать и проводить
предварительные при поступлении
работни­ка на работу и периодические
в течение его трудовой деятельности
медицинские осмотры в случаях,
предусмотренных законодательством
(статья 14). При обнаружении у работников
признаков профессиональ­ного
заболевания или ухудшения состояния
здоровья вследствие воз­действия
вредных или опасных производственных
факторов работодатель на основании
медицинского заключения должен переве­сти
его на другую работу (статья 14).

Обязанности работника изложены в статье
15 Основ. Он должен соблюдать нормы,
правила и инструкции по охране труда,
правильно применять коллективные и
индивидуальные средства защиты,
немед­ленно сообщать своему
непосредственному руководителю о любом
несчастном случае, происшедшем на
производстве, о признаках про­фессионального
заболевания (т.е.

не утаивать то, что
обнаружено при медицинском осмотре), о
ситуации, которая создает угрозу жизни
и здоровью людей. Косвенно в его
обязанности еще входит прохождение в
установленном порядке обучения,
инструктажа и проверки знаний правил,
норм и инструкций по охране труда, иначе
запрещается допускать его к работе
(статья 18), и если он уклоняется от
прохождения медицинских осмотров или
не будет выполнять рекомендаций по
результатам проведенных обследований,
то работодатель не должен допускать
его к выполнению трудовых обязанностей
(статья 14).

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Государственное управление охраной
труда, согласно Основам, должен
осуществлять государственный орган,
функции и полномочия которого в этой
области определяются Президентом РФ
или по его поручению Правительство РФ.
Таким органом в нашей стране является
Минтруд РФ.

В рамках государственного управления
охраной труда Основами предусмотрено
создание в министерствах и ведомствах
РФ, а также в концернах, ассоциациях и
других объединениях, предприятиях служб
охраны труда. Причем законодательно
установлено, что такие службы должны
создаваться в обязательном порядке.
Если они не создаются, то это надо
расценивать как нарушение требований
законодательства.

Related Posts

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector