Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 653-60-72 (доб. 946, бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
Регионы (вся Россия, добавочный обязательно):
8 (800) 500-27-29 (доб. 565, бесплатно)
Как получить возмещение ущерба пострадавшей стороне при ДТП по ОСАГО

Процедура возмещения ущерба по осаго

Чья страховая компания выплачивает ущерб

Предельный срок осуществления ремонта – не более 30 рабочих дней со дня представления потерпевшим транспортного средства на СТО.

СТО не должна находиться дальше, чем в 50  километрах от места ДТП или места жительства потерпевшего (по его выбору).

Ремонт новых автомобилей (не старше двух лет) должен производиться на СТО официального дилера, осуществляющего гарантийное сервисное обслуживание.

Минимальный гарантийный срок на работы по восстановительному ремонту поврежденного транспортного средства составляет 6 месяцев, а на кузовные работы и работы, связанные с использованием лакокрасочных материалов, – 12 месяцев.

Страховая выплата в денежной форме производится в следующих случаях:

  • смерть потерпевшего;
  • причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего (если в заявлении о страховом возмещении выбрана такая форма страхового возмещения);
  • потерпевший является инвалидом и имеет автомобиль по медицинским показаниям (если в заявлении о страховом возмещении выбрана такая форма);
  • полная гибель транспортного средства;
  • стоимость восстановительного ремонта превышает 400 тысяч рублей (50 тысяч рублей для случаев оформления ДТП по европротоколу) и потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт на СТО;
  • все участники ДТП признаны ответственными за причиненный вред («обоюдка») и потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт на СТО;
  • в результате ДТП вред причинен только имуществу, не являющемуся транспортным средством;
  • потерпевший отказывается от ремонта на СТО, если она не соответствует требованиям к организации восстановительного ремонта;
  • страховая компания не предоставляет потерпевшему возможность проведения восстановительного ремонта на СТО, указанной при заключении договора ОСАГО;
  • наличие письменного соглашения между страховщиком и потерпевшим.

Процедура возмещения ущерба по осаго

Если вы считаете, что страховая компания нарушает ваши права, направьте жалобу в Банк России.Также можно направить обращение в Российский союз автостраховщиков (РСА)

В соответствии со статьёй 14.1 ФЗ N40-ФЗ, прямое возмещение убытков по ОСАГО – это получение ключевых страховых выплат пострадавшим у своей же страховой компании.

Система ОСАГО была введена в России в 2003 году Федеральным законом N 40-ФЗ от 25.04.2002, который обычно называют «Законом об ОСАГО». Следуя старым правилам, гражданин, пострадавший в ДТП, должен был обращаться за компенсацией исключительно к страховщику виновника. Поскольку далеко не все страховые компании добросовестно выполняют свои обязанности, потерпевшие часто сталкивались с проблемами.

Обнаружив эту тенденцию, законодатели решили разрешить автовладельцам самостоятельно выбирать, чей страховщик выплатит возмещение вреда. По изменённым правилам потерпевший смог действовать по двум сценариям:

  • стандартный – получение средств от страховой виновника;
  • альтернативный – прямое возмещение убытков по ОСАГО от собственной СК.

В 2014 году власти полностью пересмотрели «Закон об ОСАГО» и 2 августа 2014 года ввели в силу первый пакет изменений в статью 14.1, который предусматривал создание процедуры безальтернативного возмещения.

Совместно с введением системы ПВУ (прямого возмещения убытков по ОСАГО) в статье 14.1 ФЗ N40-ФЗ были сформированы указания для потерпевшего и СК:

  • для страховщика – зоны ответственности компаний;
  • для потерпевшего – способы определения компании, ответственной за выплату в конкретном ДТП.

Сам термин «безальтернативное» показывает, что потерпевший лишён права выбирать компенсирующую сторону. При этом и страховщик не сможет схитрить и отправить гражданина к компании-конкуренту.

Процедура возмещения ущерба по осаго

ПВУ по ОСАГО в 2019 году регламентируется пунктами 1-9 статьи 14.1 ФЗ №40. Ключевые положения закона неоднократно изменялись и дополнялись.

Правовые и финансовые отношения между страховщиками, выполняющими выплаты по ОСАГО, регулируются статьями 183, 366 и 325 ГК РФ.

Список регулирующих документов дополняет Соглашение между страховой компанией по прямому возмещению. Любая компания, которая входит в Российский Союз автостраховщиков, обязана следовать пунктам этого соглашения. Общие указания описаны в статье 26.1 всё того же ФЗ №40.

Нужно понимать, что в 2019 году далеко не каждый страховой случай позволяет пострадавшему пользоваться прямым возмещением убытков по ОСАГО.

Чтобы выявить возможность использования ПВУ, нужно рассмотреть следующие факторы:

  1. Число участников ДТП. ПВУ можно воспользоваться только тогда, когда в аварии участвовало только два ТС.
  2. Наличие пострадавших. В ДТП не должен быть нанесён вред здоровью, жизни или материальным ценностям (помимо самого транспорта).
  3. Доказательство виновности. ПВУ можно получить, если результаты ДТП позволяют чётко и безапелляционно определить, кто является виновником, а кто – пострадавшим.
  4. Актуальность полисов ОСАГО. Обе стороны обязаны иметь на руках полис ОСАГО от компаний, обладающих актуальной лицензией.

Несоблюдение хотя бы одного из этих условий может стать основанием для отказа в прямом возмещении убытков на основании приложения №7 к «Соглашению о ПВУ». Пострадавшему придётся обращаться к страховщику виновника.

Введение безальтернативного ПВУ обеспечило ряд изменений в условиях получения прямого возмещения по ОСАГО в 2019 году:

  1. Запрещён самостоятельный выбор пострадавшим стороны, которая будет оплачивать ущерб.
  2. ПВУ недоступно для видов повреждений, не относящихся к прямым повреждениям транспортного средства.
  3. Автомобильные прицепы, считающиеся отдельными транспортными средствами, не берутся в учёт как полноценные участники ДТП. Это нововведение имеет особое значение, поскольку ранее правило «два участника ДТП» могло быть нарушено наличием прицепа у пострадавшего или виновника.

Важное уточнение: если условия для получения ПВУ выполнены, но СК объявила себя банкротом и потеряла лицензию, пострадавший всё равно получит деньги от страховой виновника. Об этом говорит приложение №7 к «Соглашению о ПВУ». Средства возьмут из компенсационной базы РСА. В 2019 году СК не может отказать в выплате по причине того, что владелец полиса и пострадавший водитель являются разными лицами.

Было отмечено, что в перечень документов на получение ПВУ обязательно входит заявление от пострадавшей стороны. Шаблон такого документа может предоставить непосредственно сама СК. Несмотря на это, заявление можно составить и в свободной форме – важно лишь, чтобы оно содержало необходимую информацию.

Если еще остались спорные вопросы, вы также можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам:

7 (499) 938-50-82

Москва;

7 (812) 425-68-16

Санкт-Петербург;

7 (800) 350-14-96

Бесплатный звонок для всей России.

  • название страховой компании;
  • персональная информация о заявителе (контактная информация, адрес проживания, ФИО и т. д.);
  • адрес регистрации пострадавшей стороны;
  • номера полисов ОСАГО;
  • информация о доверенном лице, если заявление подаёт представитель пострадавшего (например, компетентный юрист);
  • сведения о виновной стороне;
  • данные по ТС обоих участников ДТП;
  • информация о понесённых в результате аварии расходах;
  • подпись заявителя и дата передачи документа в страховую компанию.

В общем виде поэтапная инструкция по получению ПВУ от страховщика в 2019 году выглядит следующим образом:

  1. Первый шаг: составление документации на месте аварии. Этот этап требует особого внимания со стороны потерпевшего, поскольку от правильности оформления документов напрямую зависит возможность получения выплат. Неправильно составленные бумаги часто становятся основанием для отказа в ПВУ (особенно актуально при использовании Европротокола). Также нужно тщательно проследить, чтобы факты были отражены в полной мере.
  2. Второй шаг: передача документов страховщику.После оформления ДТП, подходящего под прямое возмещение убытков по ОСАГО, водитель должен передать уведомление о происшествии, заявление о получении ПВУ и иную документацию в собственную страховую компанию. Законодательство выделяет на это 5 рабочих дней при составлении Европротокола (статья 11.1 пункт 2 ФЗ №40) и 3 года при вызове на место ДТП сотрудников ГИБДД.
  3. Третий шаг: рассмотрение документации сотрудниками СК. Предоставленные бумаги подвергнутся тщательному анализу со стороны страховщика. По завершению водитель получит заключение о соответствии аварии страховому случаю, предусматривающему возможность выплаты ПВУ.
  4. Четвёртый шаг: осмотр транспортного средства. Работники страховой компании осмотрят автомобиль и оценят тяжесть ущерба. В результате будет объявлена сумма ущерба, подлежащая возмещению. При несогласии пострадавший может заявить страховой компании необходимость проведения независимой экспертизы степени повреждений (статья 12.1 ФЗ №40).
  5. Пятый шаг: получение выплаты. Если страховой случай подходит под прямое возмещение убытков, то СК выплатит средства в течение 20 календарных дней со дня получения заявления и сопутствующих документов. Деньги можно получить в наличной или безналичной форме по желанию потерпевшего. В дальнейшем СК самостоятельно будет решать вопросы по возмещению затрат со страховой виновника.

Размер компенсационной выплаты по ПВУ определяется представителями страховой компании или независимым экспертом по результатам осмотра повреждённого автомобиля.

Пострадавший имеет право не согласиться с результатами оценки и провести повторную экспертизу. В таких случаях он может самостоятельно выбрать компанию, предоставляющую независимого эксперта, но при этом и затраты ему придётся нести самому. Впоследствии можно возместить эти расходы и сумму, которая недоплачена в результате неверной оценки, через суд.

Предлагаем ознакомиться  Расчет износа по ОСАГО методики и правила

Как это будет работать?

Автовладелец выбирает станцию технического обслуживания (СТО) из числа тех, с которыми у страховой компании заключен договор. Выбрать СТО можно как при покупке полиса, так и на этапе урегулирования убытка. Перечень СТО с указанием адресов их места нахождения, перечнем марок и годов выпуска обслуживаемых транспортных средств, а также примерных сроков проведения ремонта должен публиковаться на сайте страховой организации и постоянно актуализироваться.

Важно! При восстановительном ремонте в отличие от денежной выплаты не учитывается износ деталей и агрегатов, а также не допускается использование бывших в употреблении или восстановленных комплектующих частей (если иное не определено соглашением страховой компании и потерпевшего).

Заявление о прямом возмещении убытков по ОСАГО

  • в организацию, с которой он сам заключил договор;
  • или в компанию, обслуживающую виновника столкновения.

Ответ на вопрос, кто выплачивает ущерб по ОСАГО при ДТП, четко дает закон об ОСАГО.

  1. Пострадавшему автомобилисту следует обратиться к своему страховщику, если соблюдены следующие условия:
    • число машин, участвовавших в дорожном инциденте, 2 или более;
    • никому из участников аварии не был нанесен урон здоровью, и никто из них не погиб;
    • оба водителя имеют действующие полисы обязательного страхования;
    • в результате происшествия не задеты имущественные интересы третьих лиц.
  2. Во всех остальных случаях, где имеет место наличие человеческих жертв или причинение вреда здоровью, пострадавший автолюбитель должен нести заявление в страховую компанию, защищающую ответственность виновника аварии.

Если же инициатор столкновения и вовсе не имеет полиса ОСАГО и при этом отказывается добровольно компенсировать урон, потерпевшему водителю предстоит обращаться в суд, чтобы получить решение о принудительном взыскании денежной компенсации с виновной стороны.

Можно выделить два перечня документов, которые может запросить страховщик: обязательный и необязательный.

В обязательный комплект документов, которые страховая запросит без каких-либо сомнений, входит:

  • извещение о ДТП;
  • заявление;
  • Копия протокола от сотрудника ГИБДД в установленной форме (или составленный на месте ДТП Евпропротокол);
  • копии документов, на основании которых потерпевший владеет повреждённым транспортным средством;
  • доверенность в случае, если интересы пострадавшего представляет иное лицо;
  • квитанции об оплате расходов, понесённых в результате ДТП (услуги по эвакуации и хранению повреждённого автомобиля, а также иные затраты).

Юридическая консультация онлайн

Дополнительно, при прямом возмещении убытков по ОСАГО в 2019 году, страховая компания может попросить у клиента следующие документы (по обстоятельствам и при необходимости):

  • копия полиса ОСАГО от заявителя;
  • реквизиты банковского счёта, на который будет произведена оплата (если пострадавший выбрал безналичный метод получения средств);
  • копия водительского удостоверения;
  • копия паспорта.
  1. Регион страхования ТС. Дело в том, что каждый регион устанавливает собственные ставки на восстановительные работы.
  2. Продолжительность срока страхования. Здесь всё достаточно просто – чем длительнее срок действия договора ОСАГО, тем крупнее сумма выплаты.

Приятное уточнение – теперь водители могут лично определить сумму полагаемой им выплаты через официальный сайт РСА. На нём можно рассчитать:

  1. Цену запасных частей. Необходимо указать; дату расчёта, регион расположения, марку и модель автомобиля, номер требуемых к покупке деталей.
  2. Стоимость ремонтных работ. Информация, которую нужно указать, аналогична предыдущему пункту.
  3. Цену дополнительных материалов и услуг, которые могут понадобиться. Нужно вставить сведения о производителе и названии материала или компанию, представляющую сопутствующие услуги.

Перечень ситуаций, в которых СК откажет в ПВУ на основании приложения №7 к «Соглашению о ПВУ», можно представить так:

  • компания виновника уже приняла заявление по этому ДТП (по любым причинам);
  • в результате ДТП было начато судебное разбирательство (при этом неважно, по какому поводу – главное, чтобы он был связан с аварией);
  • ДТП оформили по Европротоколу, но при этом участники сомневаются в правильности составления сопутствующих бумаг;
  • в распоряжении одного из участников имеется только «Зелёная карта», при этом полис ОСАГО отсутствует;
  • инспектор не смог с уверенностью установить, кто именно является виновником происшествия.

Если получению прямого возмещения убытков по ОСАГО от собственной страховой компании ничего не мешает, то можно смело приступать к его оформлению.

Несмотря на то, что введение безальтернативного ПВУ закрыло ряд существенных пробелов в процедуре получения компенсации, ряд проблем всё же остаётся актуален.

Процедура возмещения ущерба по осаго

При оформлении прямого возмещения убытков по ОСАГО можно столкнуться со следующими трудностями:

  • сумма выплаты по ПВУ может быть на 15-25% ниже реальной;
  • страховщики часто пытаются склонить клиента при первом посещении подписать соглашение о выплате, которое фиксирует сумму возмещения и срок его выдачи;
  • любая ошибка в документах по ДТП может стать законной причиной для отказа в прямой выплате (особенно актуально, когда участники не вызвали сотрудников ГИБДД);
  • ДТП произошло без контакта между ТС, а в условиях к получению ПВУ указана формулировка «два ТС».

Разберём эти проблемы несколько подробнее.

Первая проблема – занижение выплат. Даже не взирая на то, что законодательство предусмотрело обязательность и безальтернативность выплат по страховому случаю, СК всё же могут постараться занизить сумму.

Суть проблемы кроется в том, что при использовании ПВУ проводки расчётов для страховой компании ведутся по строго фиксированным суммам, определённым Российским Союзом автостраховщиков. РСА не интересуется тем, каков размер конкретной выплаты по страховому случаю – сумма возмещения затрат для СК со стороны РСА формируется исключительно по информации о пострадавшем автомобиле и регионе, в котором произошло происшествие.

Результатом такого подхода становится то, что страховщик может как понести существенные убытки, так и ощутимо заработать на своём клиенте. Подобные возможности способствуют тому, что СК стараются занижать суммы выплат всеми доступными способами. Занижение размеров возмещений при ДТП с дорогим транспортным средством позволит покрыть затраты, а при аварии с дешёвым автомобилем – неплохо заработать на возврате от РСА.

В результате получается так, что разница в суммах между стандартным возмещением и выплатой методом ПВУ может составлять около 30%.

Вторая проблема – оформленное соглашение о выплате. Оформление такого документа – это распространённая хитрость, которой стараются пользоваться страховщики в 2019 году. Эта бумага имеет юридическую силу и устанавливает фиксированный размер выплаты при наступлении страхового случая, а также дату и порядок её получения. Если клиент согласился на подобный вариант, то он лишается возможности проведения реальной оценки ущерба при ДТП.

Процедура возмещения ущерба по осаго

При наличии соглашения страховая попросту выплатит ту сумму, которая указана в документе. Конечно, эта сумма может превышать реальный ущерб, однако такое происходит крайне редко. Пострадавший может оспорить это соглашение в судебном порядке, однако практика показывает, что подобные дела редко решаются в пользу заявителя.

Третья проблема – отсутствие непосредственного контакта между автомобилями. Закон гласит, что одним из условий выплаты ПВУ является участие в ДТП двух транспортных средств. Это означает, что автомобили обязательно должны столкнуться. В противном случае на прямое возмещение рассчитывать не придётся.

Судебная практика устанавливает, что подобные ДТП считаются страховыми случаями тогда, когда автомобиль во время аварии использовался по назначению: ехал, остановился, парковался, буксировался и т. п.

Введение безальтернативного ПВУ позволило обеспечить пострадавшему в ДТП гарантию того, что его страховщик не сможет отказаться принимать заявление на компенсацию. Конечно, при наличии оснований СК может законно отказать в выплате, но вот отказаться принимать заявку права не имеет.

Система прямого возмещения убытков по ОСАГО в 2019 году позволила:

  1. Предотвратить неправомерные отказы СК в рассмотрении страхового случая.
  2. Предупредить мошеннические действия со стороны страховщиков.
  3. Закрыть пробелы в существующем законодательстве.
  4. Упростить процедуру получения положенных выплат.
  5. Снизить время ожидания выплаты.
  6. Зародить в страховых компаниях желание развиваться и предоставлять лучшие условия клиентам.

Ранее это срок составлял 15 дней, что оставляло водителям некоторый запас времени на сбор документов. Сейчас же очевидно, что затягивать процесс подачи документов в страховую на возмещение ущерба после ДТП не стоит.

Если у водителя по объективным причинам нет возможности предоставить необходимые документы в течение этого срока, он может уведомить страховщика об этом письмом, приложив к нему копию документов, которые подтверждают непреодолимые обстоятельства (больничный лист, подтверждение брони в отеле и т.п.)

Выплата в случае составления европротокола

Не всегда ДТП заканчиваются без жертв, достаточно часто на дорогах происходят аварии с летальным исходом.

С 2018 года на получение компенсации при смерти пострадавшего могут претендовать не только лица, находившиеся на его иждивении (как было ранее), но и просто его родственники. Максимальная компенсация в случае гибели водителя составляет 500 000 рублей, из которых 25 000 – это максимум возмещения расходов на погребение, 475 000 рублей – материальная помощь семье погибшего.

Сумма возмещения  500 000 рублей – это выплата для каждого погибшего, то есть если в аварии погибло несколько человек, сумма выплат увеличивается кратно числу погибших.

Несколько лет назад в нашей стране было введено понятие европротокола, то есть водителям была дана возможность оформлять небольшие ДТП без вызова инспектора ГИБДД. Основными условиями оформления аварии по европротоколу являются

  1. отсутствие жертв в аварии,
  2. достигнутое взаимопонимание между водителями (признание вины),
  3. небольшой масштаб повреждений;
  4. участие в ДТП только 2 автомобилей.
Предлагаем ознакомиться  Как можно обжаловать алименты

При соблюдении этих условий пострадавшая сторона может рассчитывать на максимальную страховую выплату в размере  100 000 рублей, а для аварий, произошедших в Москве и области, Санкт-Петербурге и Ленинградской областях – до 400 000 рублей.

А уже с 1 октября 2019 года максимальная выплата по ОСАГО по европротоколу сравняется с со способом оформления аварии с выездом ГИБДД и станет равной 400 000 рублей для всех регионов страны. При этом, если автомобили оборудованы системой ГЛОНАСС, то взаимопонимания между участники становится необязательным условием.

Акт осмотра оценщика – это то, на чем основывается расчет полагающейся потерпевшей стороне компенсации, поэтому при проведении экспертизы необходимо тщательно следить за добросовестностью специалиста. Если же результат осмотра Вас не устраивает, есть смысл обратиться за помощью к независимым экспертам.

Натуральная форма возмещения по ОСАГО позволяет не учитывать износ машины, но вместе с тем на практике при ее реализации водители сталкиваются со множеством проблем. Например, сервисы часто используют неоригинальные детали или устраняют повреждения не полностью. В таком случае водитель может провести независимую экспертизу и требовать у страховой возмещения ущерба через суд.

При ремонте на СТО запрещено:

  1. использовать б/у детали
  2. использовать неоригинальные детали
  3. производить ремонт деталей вместо их замены

На все выполнение работы СТО предоставляет гарантию (от 6 до 12 месяцев в зависимости от вида работ).

В случае превышения ремонтом срока 30 дней, за каждый день просрочки страховая компания обязана заплатить неустойку.

Если пострадавшего не устраивает качество ремонта, он может написать досудебную претензию страховой компании.

  1. если автомобиль не подлежит восстановлению
  2. если стоимость ремонта превышает максимальный лимит (400 тысяч рублей) и собственник не желает оплачивать разницу
  3. если ремонт будет продолжаться более 30 дней
  4. если СТО отдален более чем на 50 км и страховая компания отказывается оплатить транспортировку автомобиля
  5. если в результате ДТП поврежден не автомобиль (например, пострадал ноутбук или разбит телефон)
  6. если вина в ДТП признана обоюдной

По истечении этого срока страховая компания должна возместить ущерб или обосновать свой отказ в этом. За каждый день задержки начисляется пени в размере 1%  от общей суммы выплаты (в случае согласия компании на компенсацию). И здесь тоже произошло ужесточение по отношению к стразовым компаниям – ранее сумма неустойки за просрочку выплаты равнялась 0,11% за каждый день.

Не затронули изменения в законе срока исковой давности по ОСАГО – по-прежнему гражданин вправе подать в суд в течение 3 лет со дня нарушения.

Если в результате ДТП вред причинен только транспортным средствам и у всех водителей есть действующие полисы ОСАГО, то требование о возмещении вреда необходимо предъявлять своему страховщику

Важно! В случаях причинения вреда жизни или здоровью участников ДТП заявление о страховом возмещении следует подавать в страховую компанию виновника ДТП.

Заполненные извещения о ДТП должны быть переданы участниками ДТП в свои страховые компании (или их представителям в субъекте Российской Федерации, на территории которого произошло ДТП) в течение пяти рабочих дней после ДТП.

Срок рассмотрения заявления о страховом возмещении составляет 20 календарных дней.

За несоблюдение сроков выдачи потерпевшему направления на ремонт предусматривается начисление неустойки в размере 1% от размера страхового возмещения за каждый день просрочки. За нарушение сроков осуществления ремонта страховщик наказывается неустойкой в размере 0,5% от размера страхового возмещения.

В настоящее время страховщик уже не предлагает пострадавшей стороне получить компенсацию в денежной форме. Автомобиль, получивший при аварии повреждения, направляется на ремонт в сервисный центр, аккредитованный страховой компанией. Справедливости стоит заметить, что автомобилист имеет право и самостоятельно выбрать СТО для ремонта своего авто, но прежде чем передавать машину в руки мастеров, ему необходимо согласовать данный сервис со своим страховщиком.

Новые страховые правила распространяются только на те договоры, дата заключения которых предшествовала вступлению закона в силу. Их введение было вызвано необходимостью предотвращать возможные случаи фальсификации со стороны физических лиц или страховых компаний данных об авариях с целью получения денежного возмещения.

Но, как и любое правило, данная законодательная норма предусматривает ряд исключений:

  • потерпевший получил вред здоровью средней или тяжкой степени или погиб в результате аварии;
  • автомобиль получил настолько сильные повреждения, что не подлежит восстановлению;
  • стоимость ремонтных работ превышает лимитированную законом сумму компенсации, а владелец отказывается производить доплату из собственных средств;
  • страховая компания и пострадавшая сторона заключили соответствующее письменное соглашение;
  • при столкновении был нанесен вред инвалиду 1 или 2 группы.

В этих случаях взыскание по ОСАГО будет производиться в денежной форме.

  • имущественного ущерба;
  • вреда здоровью и жизни;
  • потери заработка;
  • погребения;
  • потери кормильца.

Проще всего дело обстоит с компенсацией материального ущерба, полученного автомобилем. Его владелец может рассчитывать на получение от страховщика 400 тысяч рублей. Конечно, это максимальная сумма. Фактический размер компенсации, подлежащий выплате водителю, чей автомобиль получил повреждения в результате действий виновной стороны, определяется на основании данных экспертизы. При расчете будут учтены:

  • износ машины;
  • число и характер полученных повреждений;
  • рыночная стоимость авто.

Если же страховщик установит, что ущерб, причиненный автомобилю, превышает установленный законом лимит в 400 тысяч рублей, расход в объеме разницы в стоимости ремонта предстоит нести виновнику аварии.

Совсем другие суммы выплачиваются  в случае, если в результате аварии вред был нанесен не имуществу, а жизни и здоровью потерпевших. Закон предусматривает в подобных ситуациях выплату:

  • 500 тысяч рублей при причинении вреда здоровью;
  • 475 тысяч близким родственникам в случае гибели пострадавшего;
  • 25 тысяч близким родственникам дополнительно на похороны;
  • 50 тысяч дальним родственникам на погребение погибшего.

Кроме того, практика показывает, что страховщики производят выплату компенсации с учетом градации ущерба здоровью:

  • 500 тысяч при получении инвалидности 1 степени;
  • 350 тысяч, если человек стал инвалидом 2 степени;
  • 250 тысяч инвалиду 3 степени;
  • 500 тысяч, если в результате ДТП инвалидом стал ребенок.

Кроме того, порядок расчета возмещения по факту причинения ущерба здоровью подразумевает и степень полученных повреждений:

  • 35 тысяч может быть выплачено при внутренних кровотечениях, подразумевающих потерю до 1 литра крови;
  • 50 тысяч получит пострадавший при большой кровопотере.

Дополнительные материалы

Брошюра «Ремонт в ОСАГО. Приоритет натурального возмещения ущерба для договоров ОСАГО, заключенных с 29 апреля 2017 года»

Руководство для автовладельцев «Натуральное возмещение ущерба по ОСАГО»

Видеоролик «Натуральное возмещение ущерба по ОСАГО»

Судебная практика

Итак, пострадавший в ДТП при выполнении ряда условий может обратиться в свою страховую компания для получения прямого возмещения убытков по ОСАГО. Наибольшее количество споров вызывает условие о том, что ПВУ подлежат лишь аварии, в которых произошло взаимодействие двух транспортных средств.

Суть проблемы кроется в том, что на законодательном уровне не раскрыто понятие «взаимодействие ТС». В связи с этим судебная практика показывает, что суды принимают различные решения по спорам о тех или иных ДТП. Обычно вопрос ставится следующим образом: нужно ли подтверждать наличие непосредственного контакта между ТС для того, чтобы доказать факт столкновения (или взаимодействия) автомобилей и получить основание для ПВУ?

Судебная практика по областным судам показывает, что чаще всего они принимают следующее решение – под взаимодействием можно понимать не только прямое столкновение, но и повреждения под влиянием возможной опасности (самих автомобилей). Это позволяет сделать вывод о том, что прямой контакт вовсе не обязателен.

Совсем иначе мыслит Верховный Суд РФ. Он говорит, что страховой случай, при котором вред был нанесён без непосредственного контакта между ТС, не является основанием для заявления на прямое возмещение убытков по ОСАГО. Этот вывод сделан на основании определения Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ №25-КГ17-1.

Выходит, что практика по подобным делам говорит следующее: прямой контакт между двумя ТС является обязательным условием для получения ПВУ по ОСАГО. В любой другой ситуации за выплатой нужно обращаться в страховую компанию виновника аварии.

Ещё одним частым спором является отказ в ПВУ по ОСАГО по причине того, что не установлена вина конкретного участника, хотя на деле вина определена (даже если она обоюдная). Закон об ОСАГО говорит о том, что при обоюдной вине страховщик обязан выплатить ущерб с учётом степени вины участников аварии. Если таковая не установлена, то возмещение ведётся в равных долях.

Судебная практика подтверждает вышесказанное. Например, Верховный Суд указывает, что СК обязана возместить вред, учитывая ту степень вины, которую установил суд.

Нюансы

Предлагаем ознакомиться с ключевыми нюансами процедуры получения прямого возмещения убытков по ОСАГО в 2019 году:

  1. Прямое возмещение убытков по ОСАГО – это выплата страхового возмещения пострадавшему лицу от той СК, в которой он застрахован.
  2. Отличие ПВУ от стандартной страховой выплаты заключается в том, что при классическом варианте пострадавший обращается к страховщику виновника, а при прямом возмещении – к своей компании.
  3. Для получения ПВУ необходимо выполнить ряд условий.
  4. Инструкция по получению ПВУ проста – оформление документации на месте аварии, передача её с заявлением страховщику, оценка бумаг и степени повреждений, получение выплаты.
  5. Заявление на возмещение можно составить самостоятельно, однако всё же рекомендуется пользоваться актуальными стандартными формами.
  6. При необходимости интересы потерпевшего перед страховщиком может представлять адвокат, имеющий на то соответствующую доверенность.
Предлагаем ознакомиться  Родственник погиб в ДТП, выплаты: размер и порядок получения

Законодательная база

Последние поправки к этому законодательному акту вступили в силу с 1 июня 2018 года и заключаются в следующем:

  1. Сумма страхового возмещения при оформлении европротокола была увеличена в 2 раза с 50 до 100 тысяч рублей (для Москвы и области, а также для Санкт-Петербурга и Ленинградской области она осталась равной 400 тысячам рублей)
  2. Появилась возможность оформить европротокол, даже если стороны ДТП не пришли к компромиссу. Но для этого автомобили должны быть оборудованы системой ЭРА-ГЛОНАСС.
  3. Владельцам автомобилей не будут выдавать дубликаты электронных полисов ОСАГО, а для контроля инспектору ГИБДД достаточно будет предъявить полис в электронном виде.
  4. Была принята новая форма бланка извещения о ДТП

С1 октября 2019 года должны вступить в силу изменения, которые уравнивают выплаты, доступные к получению при оформлении ДТП с привлечением ГИБДД или без него. Максимальный размер страховой выплаты (и по европротоколу тоже) составит 400 тысяч рублей для всех регионов России.

Сумма компенсации при ДТП

Обязательное страхование общегражданской ответственности было введено в нашей стране с 2003 года. Суть его состоит в том, что при причинении ущерба в случае ДТП страховая компания виновника выплачивает пострадавшей стороне компенсацию. Законом закреплены условия, порядок и суммы страхового возмещения в случае аварии.

Обязательное автострахование по своей сути должно гарантировать каждому водителю возможность получить компенсацию за ущерб, нанесенный другим автовладельцем в результате ДТП. Однако на практике, чтобы получить необходимую компенсацию, приходится бороться со страховой компанией.

Очень часто оценщики страховой компании намеренно занижают стоимость ремонта, не замечают скрытых повреждений. И хоть методика по расчету компенсации едина для всех, но вводные данные туда заносятся как раз на основе экспертной оценки, поэтому очень часто водители получают компенсацию в 1,5-2 раза ниже рыночной стоимости ремонта.

Если у вас есть сомнения в том, что вам занизили выплату, то придется прибегнуть к услугам независимых экспертов. И если разница в их оценке и оценке экспертов страховой компании составит более, чем 10%, можно готовить документы для судебного разрешения конфликта. Перед обращением в суд стоит написать досудебную претензию страховщику, очень часто уже на этом этапе (понимая решимость клиента) страховая соглашается идти на диалог и начинает «торговаться».

Выплата за повреждение автомобиля в ДТП

Юридическая консультация онлайн

Если в результате ДТП был поврежден только автомобиль и не было нанесено вреда здоровью участников аварии, то стороны могут оформить европротокол. Максимальная сумма страхового возмещения по нему составит 100 000 рублей (для Москвы и области, а также для Санкт-Петербурга и Ленинградской области — 400 000 рублей).

Если же повреждения более значительны, то на место аварии следует вызвать сотрудников ГИБДД для официальной фиксации ДТП. В случае такого оформления, потерпевшая сторона может рассчитывать на возмещение ущерба по ОСАГО максимально на 400 000 рублей.

Если же сумма ущерба превышает максимальный лит по ОСАГО, пострадавшая сторона имеет право обратиться в суд с целью взыскать с виновника ДТП недостающие средства.

Выплата за причинение вреда здоровью в ДТП

Если в случае ДТП пострадавший получил какие-либо травмы или увечья, то максимальная выплата по ОСАГО для этого случая будет составлять 500 000 рублей. Эта сумма является максимальной, а размер конкретной выплаты определяется индивидуально в зависимости от степени тяжести полученных повреждений. Выделяют 3 степени тяжести:

  1. Легкая (незначительное повреждения)
  2. Средняя (нарушения здоровья, не опасные для жизни)
  3. Тяжелая (опасные для жизни травмы и повреждения)

Определяют состояние пострадавшего врачи скорой помощи или того медицинского учреждения, куда был доставлен потерпевший. На основе необходимых обследований они составляют судебно-медицинское заключение, которое затем необходимо будет предъявить страховой компании для получения выплаты.

Если же потерпевший в результате ДТП получил травмы, на основании которых ему установили группу инвалидности, то здесь предусмотрено дополнительное возмещение:

  1. Для I группы инвалидности – 500 000 рублей;
  2. Для II группы инвалидности – 350 000 рублей;
  3. Для III группы инвалидности – 250 000 рублей;
  4. Для категории «ребенок-инвалид» — 500 000 рублей.

Практика показывает, что сложнее всего получить выплаты за легкие телесные повреждения, такие как ушиб головы, потеря зубов, легкое сотрясение мозга. Однако пострадавший должен помнить, что страховая компания ОБЯЗАНА возмещать ущерб и в этих случаях. Для того, чтобы впоследствии получить выплаты нужно обязательно пройти медицинское освидетельствование на месте или в стационаре и взять у врача заключение о степени повреждений.

Выплата при отсутствии ОСАГО

Полис ОСАГО наряду с водительским удостоверением является в нашей стране обязательным документом при управлении автомобилем. Однако может так случиться, что при ДТП полис будет отсутствовать у одной из сторон происшествия. Сразу стоит отметить, что если у одного из владельцев транспортного средства нет полиса ОСАГО, оформить ДТП по европротоколу невозможно.

Если у потерпевшей стороны не оформлена автогражданка, то это не помешает ему получить страховое возмещение, однако ему нужно будет обращаться со всеми документами не в свою страховую компанию (которой у него нет), а к страховщику виновника. Также если в этом случае оформление происходит с участием инспектора ГИБДД, пострадавшая сторона получит штраф в размере 800 рублей за отсутствие ОСАГО.

Если же полиса ОСАГО нет у виновника ДТП, то он обязан возместить ущерб пострадавшей стороне лично. Обычно в таких случаях (при отсутствии серьезных травм или человеческих жертв), участники ДТП пытаются урегулировать проблему непосредственно на месте. В таким случае потерпевший должен предоставить расписку о том, что он получил компенсацию и не имеет претензий.

Если же договориться на месте не получается, то следует вызвать наряд ГИБДД для фиксации аварии. Инспектор ГИБДД на месте выпишет штраф виновнику за отсутствие ОСАГО, а вот требовать возмещения компенсации пострадавшему придется через суд. Как показывает практика, виновнику аварии проще и выгоднее договориться на месте, потому что суд в большинстве случаев присудит ему возмещение убытка, а также дополнительно возмещение понесенных пострадавшей стороной судебных издержек.

Выплаты виновнику при ДТП

Чтобы понять, на какие компенсации по ОСГАО может рассчитывать виновник аварии, нужно вникнуть в смысл обязательного автострахования, которое страхует ответственность водителя перед другими участниками дорожного движения. Поэтому если вина водителя не подлежит сомнению, рассчитывать на какое-то материальное возмещение по ОСАГО ему не приходится.

Однако если водитель является одновременно и виновником, и пострадавшим (такое может быть при ДТП с участием более 2 машин), то он может побороться за полагающиеся ему выплаты через признание себя потерпевшим посредством суда. В таком случае есть шанс получить половину от общего возмещения по договору ОСАГО.

Максимальная выплата по ОСАГО

Размер страховых выплат по ОСАГО регулируется Федеральным Законом № 40 «Об ОСАГО», контроль за исполнением этого закона возложена на Центробанк России.

В законе прописаны предельные лимиты возмещения ущерба по полису ОСАГО:

  1. имущественный ущерб (если пострадало транспортное средство) – до  400 000 рублей;
  2. ущерб жизни и здоровью человека  — до 500 000 рублей;
  3. компенсация ущерба при оформлении ДТП по европротоколу  — 100 000 рублей.

Независимая экспертиза при ДТП

При попадании в аварии водитель обязан сообщить об этом в страховую компанию. Иногда уже после этого компания предлагает выслать на место оценщика, который зафиксирует все детали ДТП и оценит сумму предстоящего ремонта. Иногда такой осмотр машины экспертом происходит позже, но его срок не должен превышать 5 дней с момента аварии, иначе страховая может начать уклоняться от своих обязанностей по возмещению ущерба.

Но как показывает опыт, оценщики со стороны страховой компании действуют обычно в ее интересах, занижая стоимость компенсации ущерба. Поэтому нередко пострадавшему в ДТП водителю приходится обращаться за оценкой к независимым экспертам. И вот их оценка проводится обычно справедливо, и увеличивает стоимость возмещаемого ущерба порой на 100-200 тысяч рублей.

ВАЖНО: Организовывать независимую экспертизу водитель имеет право лишь после того, как его машины уже была осмотрена работниками страховой компании. Иначе есть риск того, что оценка независимой экспертизы не будут приняты во внимание.

Related Posts

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector