Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 653-60-72 (доб. 946, бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
Регионы (вся Россия, добавочный обязательно):
8 (800) 500-27-29 (доб. 565, бесплатно)
Учет труда и заработной платы на предприятиях малого бизнеса

Как добиться выплаты зарплаты при неофициальном трудоустройстве

Используемые формы ЗП

Сейчас можно выделить две основные формы зарплаты, которые используются в отечественных компаниях – сдельная и повременная. Каждая из них тоже разделяется на подвиды. Так, например, повременная может быть простой или же повременно-премиальной. В первом случае человеку платят только из расчета количества потраченного времени на выполнение работ.

А вот во втором учитывают еще и качество работы. Если на предприятии используют второй способ, необходимо заранее разработать правила, которые будут регламентировать выплату дополнительных премий. То есть должны быть четко прописаны условия, при выполнении которых сотрудник может рассчитывать на премии.

Когда используют сдельную форму, учитывают при расчетах объем проделанной работы. Помимо этого во внимание принимают еще и:

  • Качество произведенной продукции;
  • Сложность работ;
  • Условия, в которых трудится сотрудник.

Современные реалии подталкивают работодателей разрабатывать новые модели для оплаты труда. И тут для них не существует ограничений.

Отсутствие договора – не приговор

По актуальным данным Росстата за 2018 год, 20,1% работающих россиян наняты в неформальном секторе – каждый пятый не имеет трудового договора с работодателем. Но это не значит, что неофициальные работники лишены трудовых прав. Верховный суд в определении ВС РФ № 127-КП8-17 указал, что трудовые отношения признаются существующими, если доказаны:

  • договоренности о работе между руководством и работником;
  • допуск к выполнению работ в интересах работодателя;
  • подчинение правилам внутреннего распорядка;
  • получение зарплаты.

При наличии таких признаков договор с работником уже считается заключенным, де-факто. А вот его отсутствие в виде письменного документа – нарушение статьи 67 Трудового кодекса со стороны работодателя. Обязанность фиксировать трудовые отношения возложена именно на него, работник за это ответственности не несет.

Как это работает: зарплатная ведомость и другие доказательства трудовых отношений

Так же как и учет труда и заработной платы, сам процесс организации оплаты состоит из нескольких этапов:

  1. Выбор системы оплаты;
  2. Определение критериев для дополнительных выплат и расчет их размеров;
  3. Определение размера оплаты труда в зависимости от занимаемой должности.

Плюс ко всему в обязательном порядке нужно учитывать и выплаты, которые положены работникам в том время, когда они не выполняют свои обязанности. К таким относят больничные, деньги на отпуск и прочее.

Также необходимо учитывать, что для того чтобы ЗП выполняла функцию стимулирования, необходимо как можно больше ее индивидуализировать. То есть сотрудник должен понимать, что его доход будет напрямую зависеть от его производительности, качества выполненных работ и т. д.

В наше время для того чтобы удержать действительно высококлассного специалиста, его необходимо заинтересовать. Работодатели должны помнить, что хотя и ЗП является основным критерием при выборе мета работы, учитывать нужно и другие факторы. Еще на этапе собеседования можно выяснить, что является для соискателя важным.

Для некоторых это возможность самосовершенствования, карьерного роста, для других – дополнительные бонусы в виде обучения за счет компании, третьим важно чувствовать себя частью команды. И если для организации важен этот специалист, в ее интересах обеспечить его всем необходимым.

Есть несколько причин объясняющих, почему так важен учет труда и его оплаты для любой компании, независимо от ее масштабов и вида деятельности.

Рассматривая вопрос о функциях, которые подобный контроль выполняет, необходимо в первую очередь сказать о том, что он помогает вовремя производить все расчеты с сотрудниками. Это очень важно, ведь каждый работник имеет полное право обратиться в соответствующие органы и потребовать компенсацию за то что в установленные сроки не получил причитающуюся ему выплату. И если его просьбу удовлетворят, компания понесет дополнительные убытки.

Предлагаем ознакомиться  Как правильно оформить наследство после смерти матери

Также подобный учет помогает правильно определить себестоимость производимой продукции или услуг.

Производя расчеты, сотрудник бухгалтерии основывается на определенных нормативных документах:

  • Штатном расписании – документе, в котором четко зафиксированы все должности и размеры причитающихся им окладов;
  • Документах, в которых зафиксированы расценки;
  • Приказах, в которых говорится о факте начисления различных премий или же материальной помощи.

Если же выплата производится за разовые работы или услуги, основанием для учета служит договор подряда. Учет могут вести как основываясь на сведениях об одном работнике, так и обобщено по всему персоналу. Второй вариант используется чаще.

Малые и средние предприятия играют все большую роль в отечественной экономике. Конечно же условия в нашей стране далеки от идеальных, особенно если сравнивать их с другими странами. Есть целый перечень причин, которые препятствуют развитию подобных предприятий на территории нашей страны.

По мнению специалистов одна из причин – чрезмерный контроль над их деятельностью со стороны различных государственных органов. Отсутствие государственной поддержки на должном уровне также сказывается на том, что развитие малого предпринимательства продвигается далеко не теми темпами, как хотелось бы.

Свою лепту внесли также и трудности, связанные с предоставлением кредитов и других льгот для тех, кто занимается малым или же средним бизнесом в РФ. Если в других странах для подобных предприятий разработана льготная система налогообложения или же и вовсе отменена выплата налогов в первое время, то у нас на данный момент малые предприниматели об этом могут только мечтать.

Но несмотря на все трудности, малые предприятия все-таки развиваются, и есть надежда, что рано или поздно государство примет меры, направленные на устранение вышеперечисленных и других проблем. А поскольку предприятия подобные существуют и с каждым днем их все больше, актуальным является им вопрос о том, каким образом организовывается учет на предприятиях малого бизнеса и есть ли с ним проблемы.

Существует несколько стратегий, как добиться выплаты зарплаты при неофициальном трудоустройстве. В качестве рычага давления на работодателя привлекаются надзорные органы, а особо принципиальные работники доходят и до суда. Но госорганы не поверят работнику на слово — для победы над начальством придется доказать факт трудовых отношений и размер регулярно получаемого дохода.

Допустимым доказательством трудовых отношений признается неофициальная зарплатная либо платежная ведомость, где указан размер оклада сотрудника, стоит подпись начальника и печать фирмы (

Определение Нижегородского областного суда в деле № 33-3645/2016

).

Шансы на успех в получении «серой» зарплаты будут значительно выше, если работник представит совокупность доказательств, в числе которых:

  • копии приказов, распоряжений, ведомостей работодателя с указанием имени сотрудника;
  • должностные инструкции;
  • заверенные нотариально электронные переписки с работодателем;
  • кассовые ордеры, товарные накладные, маршрутные листы;
  • конверты с именем сотрудника и указанием его зарплаты;
  • свидетельские показания.

Есть и более хитрый путь, как вернуть зарплату, если работал неофициально. Работники могут использовать материалы других судебных производств в отношении работодателя. Например, в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа по делу № А53-3905/2011 установлено, что ИФНС изъяла у работодателя «неофициальные» зарплатные ведомости и на этом основании просит пересчитать НДФЛ, не перечисленный налоговым агентом. Материалы этого же дела могут составить доказательную базу для работников, не получивших обещанную зарплату «в конверте».

Совокупность таких доказательств пригодится сотруднику на всех этапах его борьбы с работодателем, начиная с направления претензии и заканчивая судебным процессом.

Предлагаем ознакомиться  Правила и порядок взыскания алиментных выплат

Что еще учитывают в бухгалтерии?

В задачи бухгалтера входит также и учет начисления заработной платы. Без этого пункта невозможно составить полноценный баланс, который отобразит ситуацию на предприятии. То есть все выплаты, предназначенные для персонала, должны отображаться в бухучете. Для этого существует в бухгалтерии специальный счет 70. Носит он название «Расчеты с персоналом по оплате труда».

Как и в других счетах, в этом существует дебет и кредит. В графе дебета отображают суммы, удержанные из ЗП и невыплаченные в положенное время деньги и выплаченные. Кредит содержит в себе данные об имеющейся в компании задолженности перед сотрудниками, причем как на начало, так и на конец периода, а также начисленные суммы, предназначенные для выдачи ЗП или же других выплат для сотрудников.

Удержания будут отображаться в любом случае, поскольку в них входит НДФЛ. А согласно законодательству нашей страны, НДФЛ удерживается в любом случае, независимо от того, к какой категории относится работник. Разница может быть только в размере. Например, с зарплаты матери-одиночки удерживают меньшую сумму.

Уроки самозащиты: досудебная претензия

Претензия – инструмент досудебного урегулирования спора. Считается, что претензия не самый действенный способ как взыскать зарплату, если нет трудового договора. Ее эффективность, действительно, сложно предугадать. Работодатель чувствует безнаказанность, злоупотребляет правом и считает неофициального работника незащищенным с точки зрения закона.

На самом деле претензия – это лишь форма деловой переписки с руководством. Она не создает правовых последствий и ни к чему не обязывает, являясь способом демонстрации намерений сотрудника защищать свое право на зарплату.

Официальное подтверждение ее направления и официальный отказ, полученный в ответ, — вот что на самом деле фиксирует правовые последствия для работодателя. Претензия является веским аргументом против начальства в суде.

Претензия составляется в свободной форме. Рекомендуется указать в ней на:

  • фактическое наличие трудовых отношений между работником и работодателем и признаки, которые это подтверждают;
  • факт нарушения трудовых прав работника действиями работодателя;
  • доказательства, подтверждающие правоту, которыми располагает сотрудник;
  • намерения обратиться в Роструд, прокуратуру и суд в случае невыплаты зарплаты в разумный срок.

Как контролировать использование рабочего времени?

Для работодателей вопрос о том, насколько эффективно его персонал использует рабочее время с каждым годом все актуальней. Ведь не все работают на сдельной основе. И нет гарантии того, что сотрудник на ставке использует время, за которое ему платят, по назначению. Конечно, проконтролировать это довольно проблематично. Чаще всего основанием для выводов служат результаты работы.

Но вот тех сотрудников, работа которых связана с компьютерами, можно проконтролировать с помощью специально разработанных для этого программ. Подобные приложения выполняют мониторинг, в результате которого работодатель сможет понять, действительно ли человек занят делом или же просто тратит время вещи, не имеющие отношения к его непосредственным обязанностям.

Некоторые приложения позволяют увидеть, посещал ли сотрудник сайты, связанные с поиском работы. Таким образом, можно предотвратить потерю ценного сотрудника, повысив ему ЗП или же создав более благоприятные условия.

Предлагаем ознакомиться  Оформление трудовой книжки индивидуальным предпринимателем в 2020 году

Также для подобного контроля некоторые работодатели устанавливают турникеты с датчиками в разных местах. Но необходимо помнить, что подобные меры вызывают раздражительность у персонала, поэтому необходимо соблюдать меры.

Материалы со склада и их учет

Предприятия, чья деятельность невозможна без хранения определенных ценностей (ТМЦ), должны знать, что очень важно организовать должным образом учет материалов на складе и в бухгалтерии. Поскольку склад не является независимой от предприятия единицей, контроль над ресурсами, которые в нем хранятся, проводится одновременно сотрудником склада (кладовщиком) и бухгалтером.

Контроль над количеством ТМЦ должен вестись на постоянной основе. В первую очередь такая процедура снижает риск хищений – можно вовремя заметить недостачу и вычислить виновного. Благодаря подобному учету всегда ясно, какой запас ТМЦ сейчас находится на складе. Это позволяет вовремя заказать необходимые материалы, до того как они закончатся. А это в свою очередь позволит избежать простоев.

Если расхождения не найдены, можно оформлять приходной ордер, экземпляр которого необходимо предоставить и в бухгалтерию. Такая же процедура должна соблюдаться и в случае, когда ТМЦ передаются со склада. Только ордер в этом случае будет расходным. Помимо оформления ордеров, на складе должны вести еще и специальные товарные карточки, в которых также отображаются все движения ТМЦ, а также их остаток.

Бухгалтер же должен контролировать все движения ТМЦ используя для этого ордера, первичные документы, информацию со складских карточек.

Как организовать такой учет?

В первую очередь необходимо сказать о том, что крайне важно чтобы в бухгалтерии занимались проверкой правильности всех записей, касающихся движения ТМЦ, проводились не реже раза в неделю. Так намного проще выявить расхождения, недостачи.

Для того чтобы существенно облегчить контроль над ТМЦ, имеющимися на складе, многие компании прибегают к автоматизации учета. Прибегнув к автоматизации, можно устранить множество нежелательных проблем, например, связанных с поставкой. Это существенно экономит время, плюс ко всему в любой момент можно узнать реальный остаток ТМЦ.

Есть программы, которые помогут контролировать сроки годности хранимой продукции. А при большом объеме запасов справится с этим без автоматизации довольно проблематично. Приложений, которые помогут наладить подобный контроль очень много. Каждый может подобрать для себя оптимальный вариант, в зависимости от целей.

Трудности с малым бизнесом

Ответ на этот вопрос однозначный – да, нужен. И дело тут не только в том, что на основе бухучета рассчитывается размер налоговых платежей и других отчислений в бюджет. Понятие контроля намного шире – на данный момент он включает в себя налоговый, финансовый и бухучет, а также и управленческий. Все эти разновидности учета взаимно дополняют друг друга и являются частью одного целого.

Каждая компания вправе сама решать, кто будет заниматься организацией и ведением подобного учета. Некоторые вводят в штат постоянного сотрудника, а многие, особенно в последнее время передают все в руки компаний, предлагающих услуги аутсорсинга.

Если бухучету и налоговому учету отечественный предприниматель уделяет должное внимание, то вот про управленческий контроль этого сказать нельзя. В нашей стране он пока еще недооценен, несмотря на то, что роль его в развитии компании трудно переоценить. Однако, в последнее время ситуация начинает изменяться к лучшему.

Related Posts

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector